Почему Белоруссия и Казахстан не спешат воплощать в жизнь проект Евразийского экономического союза
В последние месяцы Россия, Белоруссия и Казахстан все больше напоминают лебедя, рака и щуку из известной басни. А в качестве воза с поклажей, описанного Крыловым, выступает Евразийский экономический союз, который должен был стать дальнейшим развитием Таможенного союза и прочих интеграционных инициатив Москвы.
Договор о Евразийском экономическом союзе должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Однако если в России его ратификация прошла совершенно гладко, то в Белоруссии и Казахстане все сложнее. Так, еще летом руководитель нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко заявил, что договор о создании Евразийского экономического союза планируется внести в палату представителей Национального собрания Белоруссии не раньше ноября-декабря 2014 года. То есть прямо перед тем, как он должен вступить в силу, — а ведь ратификация может и затянуться.
Александр Лукашенко неоднократно критиковал договор о создании Евразийского экономического союза, каждый раз заявляя, что он не учитывает экономических интересов Белоруссии. Критика из его уст звучала и 28 мая, прямо накануне вылета в Астану, где и состоялось подписание Договора о ЕАЭС. Тогда в очередном интервью белорусский президент заявил, что подготовленный к подписанию документ — «не тот договор, который хотела бы видеть Белоруссия».
Но, наконец, подписав его, Лукашенко перестал публично критиковать Евразийский союз. Однако экономические ведомства правительства Белоруссии продолжили пристально изучать все плюсы и минусы Евразийского экономического союза для страны. И, судя по всему, теперь официальный Минск готовится начать новые торги, стараясь получить от Москвы дополнительные экономические выгоды.
Вполне вероятно, что Лукашенко готов вновь начать шантажировать Кремль своим неучастием в ЕАЭС из-за нового «нефтяного конфликта» между Минском и Москвой. Дело в том, что 18 сентября правительство РФ направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. В частности, они включают так называемый «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, задача которого — отчасти возместить для российского бюджета на 2015 год возможные потери от изменений на нефтяном рынке. «Налоговый маневр» позволит России, в том числе, избежать и крупных финансовых потерь, связанных с исключением пошлин из торгового режима Евразийского экономического союза.
В рамках новой модели экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты резко снижаются, но одновременно столь же резко повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По планам правительства, вывозные таможенные пошлины сократятся поэтапно: в 1,7 раза за три года на нефть, в 1,7–5 раз на нефтепродукты (в зависимости от их вида) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в те же 1,7 раза.
Если Россия действительно увеличит ставку НДПИ на нефть, белорусскому правительству придется пойти либо на повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, либо на снижение прибылей нефтеперерабатывающих заводов. В первом случае власти получат явное недовольство электората, поскольку цены на бензин и так растут едва ли не каждый квартал. Во втором — заметно сократятся поступления в бюджет, а компенсировать их налогами с населения в предвыборный год проблематично.
Есть, впрочем, и другие мнения об истинных причинах поведения белорусской стороны. «Когда в мае три президента подписывали договор о ЕАЭС, международная ситуация была другой. В том плане, что тогда еще не было международных санкций против России, как не было и ответных санкций вроде продуктового эмбарго. Теперь же руководство Белоруссии, как и руководство Казахстана, опасается, что если договор о ЕАЭС вступит в силу, вследствие чего экономики этих стран сильнее интегрируются с российской, на них Запад также распространит свои санкции, — говорит в беседе с «Русской планетой» белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — Сейчас Беларусь только-только начала хорошо зарабатывать на взаимных санкциях между Россией и Западом, и Лукашенко совсем не с руки терять эту золотую жилу. Так что он, вероятнее всего, в союзе с Назарбаевым постарается отложить вступление в силу договора о Евразийском союзе на год-два. А там уже, как говорится, видно будет».
Вопрос о возможном затягивании Астаной процесса вступления в ЕАЭС начал активно обсуждаться в прессе в конце августа — после выступления Владимира Путина на молодежном форуме «Селигер». Тогда в своей речи он упомянул и о Казахстане, отметив, что до прихода к власти президента Нурсултана Назарбаева республика не была независимым и самостоятельным государством.
После этого в СМИ заговорили о встрече 26 августа Назарбаева с Порошенко, где президент Казахстана выразил украинскому коллеге свою поддержку соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Вспомнили и интервью Владимира Жириновского радио «Эхо Москвы», где он упоминал о культивации в республике «русофобских настроений» и о «антирусских настроениях» в казахстанских учебниках.
Затем активно обсуждались слова Назарбаева о праве Казахстана в случае угрозы для интересов и суверенитета страны отказаться от вступления в Евразийский экономический союз. «Если не будут выполняться правила, описанные в договоре, Казахстан имеет право выйти из ЕАЭС. Я уже это говорил, и повторяю снова. Казахстан не будет входить в организации, которые угрожают нашей независимости. Независимость — это самое главное наше богатство», — отмечал президент.
В то же время, несмотря на недавнюю акцентуацию внимания прессы на заявления политиков, эксперты считают, что власти Казахстана не планируют «спускать на тормоза» вступление ЕАЭС. Так, казахстанский политолог Эдуард Полетаев считает, что даже если Астана и будет откладывать вступление в организацию, то только из-за каких-либо технических моментов.
«Никто не говорит о том, что Казахстан вдруг решил пойти на попятную. Основные знаковые моменты 2014 года — 20-летие идеи Евразийского союза, которую предлагал как раз Назарбаев в 1994 году, и подписание этого договора в Астане 29 мая — идут в противовес с разговорами о затягивании процесса», — отметил он.
На прошлой неделе законопроект о ратификации договора о ЕАЭС поступил в парламент Казахстана. 1 октября он был одобрен депутатами нижней палаты, а окончательное заключение по нему будет дано до 10 декабря 2014 года.
По мнению эксперта по странам Центральной Азии Александра Князева, заявление Путина — это результат не очень качественной работы его спичрайтеров. «Если это был экспромт, то очень плохой. И дело тут не в исторической объективности, а в том, что говоря подобное, следует ожидать и резонанса в казахстанском обществе по этому поводу, при этом достаточно отрицательного», — добавил он.
«Кроме того, если процесс интеграции будет происходить так, как он происходит сейчас — исходя из политических интересов России, с расширением, совершенно не интересным другим участникам союза, — то может возникнуть ситуация, когда встанет вопрос об участии Казахстана в ЕАЭС. Потому что со стороны России политизация этого процесса во многом противоречит объективным интересам Казахстана, и это заставляет настораживаться и общество, и, наверное, политическое руководство. Но пока признаков какого-то поворота со стороны Астаны нет», — подытожил эксперт.
полностью читать здесь http://rusplt.ru/world/evraziyskaya-int … =RK10_2014
Отредактировано belle (2014-10-03 02:02:02)