На прошлой неделе в Россию пришли тела первых россиян, погибших в гражданской войне в Ливии. Официально Россия не принимает участия в боевых действиях, которые продолжаются на севере Африки уже несколько лет. Но фактически российские военные оказывают одной из сторон конфликта масштабную помощь. Взамен российский союзник в Ливии обещал отдать РФ «нефть, железные дороги, автомобильные трассы». Корреспондент отдела расследований «Медузы» Лилия Яппарова выяснила, что счет убитых в Ливии россиян идет на десятки. Кроме того, «Медуза» узнала имена нескольких погибших, хотя информация о них скрывается, а тела не хотят выдавать даже родным, объясняя это «неспокойными выборами».
В апреле 2019 года военные столкновения в Ливии участились: установивший контроль над востоком страны фельдмаршал Халифа Хафтар (его поддерживает Россия) повел свои силы на запад страны, который контролирует созданное под эгидой ООН Правительство национального согласия (ПНС) — поддержку ему оказывают западная коалиция во главе с США и Турцией. 25 сентября агентство Bloomberg сообщило о появлении на передовой бойцов ЧВК «Вагнер», около 100 российских наемников и сейчас помогают Хафтару в наступлении на столицу.
Сведения о составе российских потерь в Ливии «Медузе» передали четверо наемников, человек из руководства «Союза добровольцев Донбасса», а также связанный с рынком ЧВК ветеран ФСБ и человек, близкий к руководству «Вагнера». Число погибших может доходить до 35 человек. Это выходцы из трех регионов России: Краснодарского края, Свердловской и Мурманской областей.
Родственники членов отряда потеряли с ними связь и пока не получали ни официальных сообщений от министерства обороны или других государственных ведомств, ни информации от представителей ЧВК «Вагнер», которые обычно в случае боевых потерь привозят родным справки о смерти и награды погибших.
Первые сообщения о гибели россиян в Ливии появились 9 сентября 2019 года: в арабоязычном твиттере писали, что «семеро наемников ЧВК „Вагнер“ были убиты во время авианалета на здание оперативного штаба хафтаровцев в [городе] Каср-Бен-Гашир» к югу от Триполи.
Позже похожие сообщения со ссылкой на ливийские правительственные силы опубликовал канал «Аль-Джазира», об этом же писал Bloomberg. «Такое ощущение, что удар был нанесен неслучайно, — говорит в интервью „Медузе“ специалист по Ливии, преподаватель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Чупрыгин. — Судя по всему, они [противники] накрыли виллу, на которой находились [наемники]. Как вилла оказалась на линии фронта? Она [линия фронта] там сейчас проходит не в пустыне, а в пригородах и предместьях Триполи. Не в песке они сидят, а воюют в населенных районах. Такая цепочка бесконечных уличных боев с применением воздушных налетов»...
Первые сообщения в СМИ о присутствии россиян в Ливии появились в октябре 2018 года: газета The Sun со ссылкой на источники в британском правительстве сообщила, что Россия направила на поддержку фельдмаршала несколько десятков военнослужащих спецназа и сотрудников Главного управления Генштаба. В Бенгази и Тобруке, утверждало издание, были открыты военные базы.
Собеседник «Медузы» в Министерстве обороны, который был военным советником в Ливии еще при Каддафи, про период гражданской войны 2018-2019 годов говорит: «В Ливии [тогда было] горячо: база в Бенгази работает, всем руководят российские военные советники». Российские и западные СМИ рассказывали, что Москва поставляла вооружение ливийскому фельдмаршалу Хафтару, его армию обучали российские военные специалисты.
В ходе своего последнего публичного визита в Москву в ноябре 2018 года Хафтар провел переговоры с российскими военными, включая министра обороны России Сергея Шойгу. За одним столом со всеми сидел совладелец группы компаний «Конкорд» Евгений Пригожин, которого считают фактическим владельцем ЧВК «Вагнер».
Пригожина видно на видеозаписи, которую Ливийская национальная армия опубликовала на своем ютьюб-канале — внимание на этот факт обратила «Новая газета». Тогда РИА «Новости» со ссылкой на свой источник объясняло, что Пригожин не был участником переговоров, а присутствовал на встрече как организатор официального обеда.
Впервые собеседники «Медузы» среди наемников заговорили о том, что их приглашают повоевать в Ливии, еще зимой 2018-2019 годов. «Пригожина в стране интересует только нефть, — рассказывал тогда же собеседник „Медузы“ из ФСБ. — В Ливии сейчас ренессанс в отношениях между Пригожиным и Хафтаром».
В январе 2019 года французский информационный ресурс Maghreb Confidential сообщил, что наемники предложили Хафтару помощь в охране нефтяных месторождений. Близкий к минобороны собеседник РБК также утверждал, что российское присутствие в Ливии связано с нефтегазовыми интересами.
В марте The Telegraph писал, что численность группировки «Вагнера» в Ливии составляет уже 300 человек. С началом наступления на Триполи в апреле 2019 года фотографии предположительно российских наемников появлялись в ливийских социальных сетях несколько раз.
По данным Bloomberg, наемники оказывали силам Хафтара артиллерийскую поддержку. Близкий к ФСБ собеседник говорил «Медузе», что «вагнеровцы охраняют поставки оружия и все [логистические] потоки, связанные с людьми Хафтара». «Они готовят людей, технику, проводят разведывательные операции, — рассказывает „Медузе“ эксперт по Ливии из ВШЭ Григорий Лукьянов. — То, что российские наемники там действуют, это факт».
Один из участников боевых действий на севере Африки и ветеран ЧВК «Вагнер» объясняет, что положение российских наемников в той части страны, которую контролирует фельдмаршал, сейчас непростое. «Ливия — это не Сирия: там нет [сил российского] министерства обороны, там нет никого вообще, там люди предоставлены сами себе, — жалуется он в разговоре с „Медузой“. — Кроме людей „Вагнера“, там больше никого нет — не договорились наши с Хафтаром [о более масштабном взаимодействии]».
Источник, близкий к российско-ливийским переговорам, соглашается с участником военных операций. Он утверждает, что сейчас «у России нет рычагов влияния на фельдмаршала Халифу Хафтара» — поскольку тот пользуется не только поддержкой России, но также принимает помощь Египта и Саудовской Аравии, а значит, мало зависит от своих российских партнеров.
В Свердловскую область первая информация о потерях поступила в субботу, 28 сентября...
Точных данных об общем числе россиян, погибших в Ливии, нет, но собеседники «Медузы» оценивают потери в диапазоне от одного до трех десятков с лишним человек.
читать полностью здесь https://meduza.io/feature/2019/10/02/on … edium=main
Отредактировано belle (2019-10-03 01:55:10)