В Париже (Франция) - Самым знаменитым памятником собаке по праву считается памятник собаке-спасателю, сооруженный на собачьем кладбище в Париже - Маленький ребенок верхом на большой собаке - это памятник сенбернару Барри. Наименование целой породы собак Неразрывно связано с августинским монастырем на Большом Сен-Бернар, высокогорном перевале в Швейцарских Альпах. В приюте Сен-Бернаре содержалось до 60 отлично дрессированных, выносливых собак. Всего за годы работы собаки спасли более 2500 человек.
Но самый знаменитый был, конечно, Барри, спасший 40 человек. Когда Барри состарился приор монастыря отправил собаку на «пенсию» в Берн, где Барри спокойно жил до самой смерти. Сами монахи живут, как и столетия назад, на перевале по двенадцать лет, после чего спускаются в обитель в Мартиньи. Монахов Большого Сен-Бернара узнают по белой тесьме, ниспадающей с плеча на черную рясу.
ТАЙНЫ КИТАЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ
Буддийские храмы от Манчжурии и Северного Китая и до Тибета поддерживали тесную взаимосвязь в части животноводства и собаководства. Этот факт был обнаружен во времена вторжения Японии в Северный Китай англичанином К.Г.Абштейном. Англичанин находился в служебной командировке в одной из частей, командование которой находилось в городе Паото.
Примерно в 24 часах езды от этого месте, если ехать на автомобиле, в горах находится буддийский храм, основанный в XY веке ветвью буддийской церкви. Между японским командованием и монастырем личные связи поддерживал майор-врач, снабжавший монастырь особым расположением, и лишь это обстоятельство помогло Абштейну проникнуть в монастырь. Иначе в подобные монастыри иноверцам, особенно европейцам, доступ был закрыт.
Когда открылись ворота монастыря, к автомобилю подбежала стая из пятидесяти голубых Чау-чау. Окраска более всего напоминала окраску дикого голубя. Собаки обступили автомобиль и каким-то особым тявканьем, скорее ворчанием, выдавали свое сдерживаемое любопытство и одновременно готовность к необходимому вмешательству. Прибежали три монаха и отозвали собак. Все собаки до одной послушно отошли и на вновь прибывших уже не обращали никакого внимания.
Глядя на 50 совершенно одинаковых Чау-чау, англичанин не находил слов. Поразительная одинаковость их внешнего вида, безупречное строение тела, живость движений, кроме того, было в них еще что-то особенное в смысле экзотичности и нетронутости европейской культурой. Уже более столетия разводили голубых Чау-чау в буддийских монастырях, расположенных на территории от Тибета до Северного Китая. В этих монастырях, расположенных, как правило, в горах, господствовал полумрак, и голубой цвет не подвергался нежелательному влиянию солнечных лучей. Поэтому окраска сохранила яркость, чистоту и красоту. Собаки предназначались, прежде всего, для надзора и защиты монастыря и живущих в нем, затем их использовали для охраны скота и, наконец, в качестве охотничьих собак при охоте на разнообразного зверя и птицу - от фазана до медведя. Чау-чау на охоте используют свое чутье и зрение и подают затем особый звук.
В монастырях ведутся особые журналы, уводящие далеко вглубь веков, по сути дела, это родословные книги. Освежение крови проводили обменом собак между монастырями. Как утверждали монахи, в породе удерживается основа чистокровности уже более столетия.
Описываемые древние китайские Чау-чау немного отличаются от европейского типа. В Европе Чау-чау была приспособлена под европейский вкус, была облагорожена до того вида, с которым мы знакомы по выставкам. И по сравнению с первоначальным типом стала еще более прекрасной, представительной и внушающей уважение.