Один из самых мощных политических кланов Украины находится на грани уничтожения. Так называемая “газовая группа“, руководителями которой были Дмитрий Фирташ, Сергей Левочкин и Юрий Бойко, может значительно потерять влияние или вообще исчезнуть после выдвижения их лидеру обвинений американской юстицией.
В прошлом месяце Дмитрий Фирташ был сначала арестован в Вене по запросу ФБР, а затем освобожден австрийским судом под залог, который составил рекордную в истории этой альпийской страны сумму – 125 миллионов евро. Сегодня он проживает в венском отеле Ritz Carlton, где снимает три номера на свою фамилию, ожидая решения суда об экстрадиции в США.
“Украинская правда” пыталась дозвониться к Фирташу, чтобы взять его комментарий, но любые попытки портье, соединить с ним завершались безрезультатно – в номере никто не брал трубку.
Уже вечером Фирташ зачитал с суфлера свое телеобращение, где назвал себя жертвой репрессий. “Все это, очевидно, политически мотивировано. Украина стала полем противостояния крупнейших геополитических центров влияния современного мира: США и России. Я оказался в эпицентре этого противостояния”, – заявил вчерашний “газовый король”.
В распоряжение “Украинской правды” попало обвинение, выдвинутое против Фирташа американским правительством. Документ был подготовлен для Большого жюри, суда Северного округа штата Иллинойс еще в 2012 году, в утвержденный в июне 2013-го.
Этим решением присяжные, которые принимают такое решение в отсутствие обвиняемого, дали “добро” американскому Минюсту расследовать дело Фирташа. Подобные заседания проходят секретно, так же как и предварительное следствие, поэтому Фирташ даже не подозревал, что в последние годы находился на “радарах” ФБР.
Принятие решения Большим жюри происходит конфиденциально, чтобы, в случае отсутствия доказательств против личности, не ставить под удар его доброе имя. Но поскольку США на этой неделе официально предъявили обвинение Фирташу, это означает, что найденных ими доказательств достаточно для привлечения Фирташа в суд в Америке. Дело теперь только за тем, чтобы Австрия дала добро на передачу Фирташа в США.
“Дмитрий Фирташ, также известный как “ДФ”, осуществлял контроль над “Group DF“, международным конгломератом компаний, которые прямо или косвенно принадлежали Group DF Limited, компании, организованной в соответствии с законодательством Британских Виргинских островов…” – начинается документ, который может привести к уничтожению одного из политико-бизнес группировок.
Ключевой структурой в обвинении Фирташа является основанная им в Швейцарии компания “Ботли Трейд АГ” (Bothli Trade AG), которая была оператором его интересов в Индии.
В 2006 году “Ботли Трейд” заключила соглашение с правительством индийского штата Андхра Прадеш, где договаривалась о создании совместного предприятия для добычи различных минералов в этом штате, в том числе ильменитов, которые являются рудой для получения титана. Проект имел приносить 500 миллионов дохода ежегодно.
Вторым ключевым участником сделки Фирташа является американское юридическое лицо, в обвинительном заключении зашифрована как “Компания А“. “Это корпорация из штата Делавэр, которая держала главный офис в Чикаго, Иллинойс. Компания была покупателем титановой продукции”, – поясняется в документе.
По информации источников. “Компанией А” является авиастроительный гигант “Боинг”, который подпадает под описанные критерии.
Как объясняет американское следствие, в феврале 2007-го американская “Компания А” заключила меморандум с австрийским предприятием Фирташа Ostchem. Согласно этому документу они должны были договориться о поставках силами фирмы “Ботли Трейд” ежегодно от 5 до 12 миллионов тонн титановой губки для нужд “Компании А”.
Титановая губка для американцев должна была поступать из проекта Фирташа в Индии. Но, чтобы начать его реализацию, украинский олигарх должен был получить лицензию от правительства штата Андхра Прадеш и центрального правительства Индии.
Как выявило американское следствие, чтобы индийские власти открыла дорогу проекта Фирташа, он решил дать взятку.
“Фирташ согласовал выплату менее 18,5 млн. долларов в виде взяток чиновникам как правительства штата Андхра-Прадеш, так и центрального правительства Индии, чтобы обеспечить утверждение лицензии для проекта”, – говорится в обвинении.
В процесс были вовлечены по меньшей мере шесть человек.
“(Для этого) была создана преступная организация, которая состояла из обвиняемых Дмитрия Фирташа, Андраша Кноппа, Сурена Геворгяна, Гаджендра Лала, Перийасами Сундералингам, Рамачандра Рао, и других известных и неизвестных лиц”, – говорится в документе.
Украинский олигарх считается руководителем преступной организации.
“Обвиняемый Дмитрий Фирташ был лидером этого уголовного предприятия. В пределах этих полномочий, он курировал, управлял и направлял определенную незаконную деятельность предприятия», – говорится в обвинении.
В частности, он лично встречался с индийскими чиновниками – например, с ныне покойным членом законодательного органа и главным министром штата Андхра Прадеш по фамилии Редди. Его близкий советник Рао был определен ФБР как член преступной группировки Фирташа. Сегодня Рао является депутатом парламента штата.
“Фирташ также приказал своим подчиненным изготовить документацию, чтобы создать ложное впечатление, что деньги, переданные для уплаты этих взяток, были переведены в законных коммерческих целях”, – отмечает американское следствие.
Нелегальную деятельность организации Фирташа американская прокуратура описывает в пяти пунктах:
(а) использование финучреждений США с целью их вовлечения в международные переводы миллионов долларов для подкупа индийских чиновников в связи с получением необходимых лицензий для проекта, который имел генерировать более $ 500 млн. доходов в год, в том числе доходов, получаемых от продажи титановой продукции “Компании А”;
(б) использование возможностей коммерции между штатами и международной коммерции для координации, планирования, обеспечения и содействия подкупа индийских государственных должностных лиц;
(в) использование Group DF, в том числе ее деловой репутации и финансовых ресурсов, с целью продвижения проекта, а также с целью финансирования, передачи и сокрытия заплаченных взяток;
(г) применение угроз и запугивания, чтобы отстаивать незаконную деятельность предприятия;
(д) передвижение между штатами и за границу для достижения целей уголовного предприятия.
По мнению следствия, именно Фирташ распределял роли среди своих подчиненных, чтобы контролировать процесс получения лицензии с помощью взяток.
В числе шести членов преступной группировки упоминается господин по фамилии Андраш Кнопп. Этот человек – еще одно слабое звено Фирташа. Как пишут американские следователи, Кноппа встречался с индейцами и работниками “Компании А”, а также консультировал по взяткам индийских чиновников.
Но, кроме индийских махинаций, Андраш Кноппа фигурировал в другой сомнительной истории. Бывший министр культуры в коммунистической Венгрии, Кноппа был гендиректором компании Eural Trans Gas. Эту фирму партнер Фирташа Юрий Бойко в 2003 году сделал поставщиком всего туркменского газа в Украину, дав заработать сотни миллионов долларов на воздухе.
Юридическое сопровождение создания Eural Trans Gas совершал “Лойер” криминального авторитета Семена Могилевича, который “крышевал” Фирташа.
Кроме Фирташа и Кноппа, в индийской уголовному делу проходит подчиненный олигарха украинского Сурен Геворгян, который посещал Сиэттл и Цинциннати для встреч в “Компании А” по поставкам титановой продукции. Геворгян лично подписывал документы, которые имели скрыть выплату взяток индусам, а также контролировал поступления полной суммы.
Двое индусов и гражданин Шри-Ланки обеспечивали нужные решения правительства Индии, а также получение денег.
Так, еще один обвиняемый Гажендра Лал. Он имел право на жительство в США и жил в Уинстон – Сейлем, штат Северная Каролина. Лал давал советы по выплате взятки и фальсификации документов. Он также летал в Индию на встрече с Фирташем, Кноппа и другими по продвижению проекта. К тому же, Лал виделся с неидентифицированным “господином С”, который от имени индийский чиновников потребовал дополнительных денег для выплаты взяток.
Господин Рамачандра Рао, работал советником министра Редди, а сейчас является депутатом парламента штата, идентифицирован следствием как лицо, требовала взятку.
Еще один обвиняемый Сундералингам встречался с Рао для определения общего размера взяток, а также следил за переводом “отката”.
Эти шестеро, включая Фирташа, “вступили в сговор” для ведения дел индийского проекта “путем рэкетирской заговора”, как этот термин определен в американском законодательстве.
Заговор включала в себя 57 переводов средств на сумму 10,59 млн. долларов. Первая транзакция в размере 200 тысяч долларов состоялась из компании Greensboro на компанию M/S Yash Fashion LLC 28 апреля 2006.
Далее Фирташ использовал счета, открытые на имя номинальных (читай – фиктивных) компаний, чтобы полученные туда средства были распространены среди индийских чиновников как взятку.
Многих интересует, как привязать эту историю взяточничества в американской юрисдикции.
Во-первых, покупателем титановой губки должна была стать эта загадочная “Компания А” из Чикаго – очевидно, речь идет о “Боинге”. Во-вторых, один из участников преступной группировки был резидентом в Северной Каролине.
А дальше – еще интереснее.
Американцы обосновали свои права наказывать Фирташа и его подельников тем, что участники заговора в процессе преступной деятельности использовали аккаунты электронной почты, размещенные на компьютерных серверах в США.
В этой переписке, которое проходило через американские серверы, они обсуждали заговор. И еще один момент, который привязывает Фирташа к юрисдикции Чикаго. Оказывается, заговорщики использовали чикагские мобильные телефоны оператора АО & Т.
Согласно обвинению Фирташу, конфискации в пользу США подлежит не только его собственность, которую он получил в результате индийской сделки. Все гораздо хуже – говорится даже и собственность, которая обеспечивала его влияние на индийское предприятие.
Поэтому США требуют лишить Фирташа всех его акций, которые обеспечивали его участие в Group DF Limited, а также все (!) Активы Group DF Limited вместе с дочерними компаниями.
Обвинение содержит перечень на 11 страницах почти 200 компаний и счетов, которые должны быть конфискованы у Фирташа в случае, если он будет признан виновным. На время следствия это имущество должно быть арестованным – его запрещено продавать, уменьшать в стоимости, даже делать предпродажное оценивания.
Кроме того, следствие требует конфисковать у Фирташа сумму уже уплаченных взяток – 10,597 млн. долларов.
Фактически, осуждение Фирташа в Америке и требований о конфискации означает тотальный крах не только для него, но и большие проблемы для его теневых партнеров, в числе которых называют российского олигарха Аркадия Ротенберга, бывшего главу администрации президента Сергея Левочкина и экс-министра энергетики Юрия Бойко. Ведь, среди прочего, должны быть конфискованы его австрийские предприятия Centragas Holding и Ostchem Holding, владеющие химическим заводами и банковскими активами Фирташа в Украине.
Кроме того, за совершенные правонарушения, в случае поражения в суде, на Фирташа ждет тюремное заключение по пяти пунктам. Каждое из них продолжительностью от 5 до 20 лет, а сроки происходят поочередно. Таким образом, в теории Фирташу суммарно грозит 55 лет тюрьмы.
Но, в реальности, в США действует Sentencing Guidelines, где достаточно сложно прописаны механизмы определения срока наказания. Если упрощенно, наказания происходит за длинным из предусмотренных сроков.
Поэтому Фирташ, если он откажется заключить сделку со следствием и признать себя виновным, может получить около 20-25 лет американской тюрьмы.
Кроме скандала в Украине, дело вызвала взрыв в Индии. Это государство имеет соглашение о экстрадиции с Америкой, и депутат Рао может быть выдан правосудию в Чикаго.
“Это обвинение против индийского законодателя является беспрецедентным. Это пощечина для Индии, с ее ужасной коррупционной репутацией. Но это обвинение также открывает банку с червями относительно того, может ли индийский депутат быть осужден в американском суде за акты взяточничества, якобы имевших место в Индии”, – пишет издание Times Of India.
“Украинская правда” попросила прокомментировать ситуацию, в которую попал Фирташ, американского юриста Джина Бурда, который имел опыт судебных тяжб в Америке в интересах украинских клиентов:
“В индийском деле предусмотрено наказание от 5 до 20 лет за каждое из пяти нарушений. Также предусмотрена конфискация всего имущества, с помощью которого осуществлялось влияние на преступную организацию. В этом случае, по мнению американского правительства, таким имуществом является вся Group DF. В обвинительном заключении сказано, что именно Group DF позволяла Фирташу оказывать влияние, необходимое для совершения преступных действий. На этом основании, правительство требует конфискации всей Group DF.
Кроме этого, конфискация имеет силу с момента противозаконного акта, и правительство имеет право аннулировать все сделки с имуществом Group DF, начиная со дня, когда стало известно о конфискационный иск – то есть, начиная с апреля 2014 года. Поэтому теперь каждый, кто хочет купить активы Group DF, рискует оказаться лицом к лицу с американским правительством в борьбе за право собственности.
Конечно, мы можем говорить о практической стороне вопроса. Насколько такая конфискация реальная, когда собственность находится за пределами США? Советую, прежде всего, обратить внимание на дело Лазаренко, активы которого замороженные и борьба за них идет в США и оффшорных зонах. Процесс, конечно длинный, но вполне рабочий во многих странах. Наверное, будут страны, такие как Россия или Украина, где такую конфискацию будет сложно осуществить. Но денежные потоки и банковские счета остановить достаточно просто”.
Между тем сам Фирташ, похоже, до сих пор не осознал масштаб своих проблем. Он ищет международных юристов и лоббистов для того, чтобы избежать экстрадиции в США. В своей публичной защите Фирташ собирается использовать минимум несколько образов.
Так, для создания публичного реноме он хочет предстать перед публикой как меценат, как работодатель и как борец с режимом Януковича. Пока же в своем телеобращении из Вены олигарх называет себя жертвой всемирного заговора.
На самом деле, если Фирташ мечтает остаться на свободе и уберечь часть активов, то должен делать совсем другие вещи – искать американских юристов, имеющих опыт заключения сделок со следствием. Он не должен раздражать ФБР заявлениями о политическом преследовании, а думать, какой информацией может заинтересовать правительство США.
Например, в обмен на чистосердечное признание о деятельности, не только связанной с Индией, но также с Януковичем, Могилевичем и российским руководством, американское следствие может оставить Фирташа в покое после отбытия значительно меньшего наказания.
Главное – вовремя понять беду, в которой оказался. Если он пойдет на сделку со следствием, Фирташ попрощаться с частью денег, которая будет конфискована американцами. Возможно, он потеряет некоторых друзей и не сможет оказывать влияние на политику. Но и с нулевым балансом на счету Америка также Фирташа не оставит.
Пока же Фирташ уверенно повторяет ошибки Павла Лазаренко. Тот несколько лет не мог понять, что для него все кончено. Поэтому, “американская сага” Дмитрия Фирташа только начинается.
Автор материала: Сергей Лещенко