Владимир Путин в четверг, 17 декабря, впервые высказался публично на тему дорожного сбора с большегрузов, против которого дальнобойщики протестуют уже месяц. На итоговой годовой пресс-конференции Путин не только посочувствовал «работягам», которые «вкалывают» за рулем, но и предложил вариант улаживания конфликта — проверить, если надо, систему «Платон» на предмет обоснованности расценок и прозрачности финансовых потоков (это может сделать Счетная палата) и отменить транспортный налог с тяжелых грузовиков. «Хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время — в начале года — это сделает», — сказал президент.
По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, заявление президента ложится в старую стратегию: он не уступает давлению, а оптимизирует. «Новый налог для большегрузов он оставляет, но снимает транспортный. Это выглядит компромиссом, но не уступкой, такой психологический парадокс», — говорит политолог. Он отмечает, что у российской власти есть некий принцип: отступать она не имеет права, но должна находить способы договариваться на другом поле.
Дальнобойщики требуют полной отмены системы взимания платы с грузовиков весом более 12 т за проезд по федеральным трассам. Акции протеста начались 11 ноября, за четыре дня до введения системы «Платон», и с тех пор, по подсчетам РБК, прошли как минимум в 24 регионах России. В Подмосковье бастующие водители сформировали два основных лагеря — на 91-м километре Каширского шоссе и у торгового центра «Мега Химки». Изначально они планировали провести всероссийскую акцию протеста, перекрыв МКАД 30 ноября. Однако впоследствии протестующие решили, что будут действовать строго в рамках закона и останутся на своих стоянках, где их могут найти журналисты.
Опрошенные РБК перевозчики говорят, что отмена транспортного налога — это хорошо, но мало.
«Сегодня транспортная компания платит три сбора: транспортный налог, топливный акциз и сбор за проезд по федеральным трассам. Все они были введены в разное время для поддержки транспортной инфраструктуры и в какой-то степени друг друга дублируют», — объяснил РБК директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic Андрей Попов. Транспортный налог должны были упразднить еще тогда, когда ввели акцизы, уверен генеральный директор «Совтрансавто» Владимир Тян: «История давняя, но как шаг навстречу бизнесу — решение хорошее».
По словам председателя совета НП «Грузавтотранс» Владимира Матягина, отмена транспортного налога облегчит нагрузку на транспортные компании несущественно: «Транспортный налог может быть от 30 тыс. до 50 тыс. руб. [на автомобиль] в год в зависимости от количества лошадиных сил; оплата за проезд по федеральным трассам намного больше». Тян из «Совтрансавто» за отмену транспортного налога, но говорит, что при активной работе в России средний взнос за машину в месяц через систему «Платон» составит примерно 10—15 тыс. руб. (120—180 тыс. руб. в год). То есть разница между налогом и сборами через «Платон» примерно один к пяти, резюмировал он.
Примерно то же говорят дальнобойщики, протестующие на Каширке и в Химках.
«Президент рекомендовал рассмотреть отмену транспортного налога, но как это будет реализовано, мы пока не знаем», — сказал РБК представитель протестующих дальнобойщиков на Каширском шоссе Алексей Ульянов. В 2014 году президент говорил, что в ближайшие четыре года не будут вводить дополнительные нагрузки на бизнес, и тем не менее появился «Платон», напомнил дальнобойщик. Кроме того, по словам Ульянова, отмена транспортного налога на федеральном уровне не решит ситуацию, так как за ней последует введение аналогичных сборов на региональных уровнях.
Представитель лагеря дальнобойщиков в Химках Андрей Бажутин также сказал РБК, что для прекращения протестов отмены транспортного налога недостаточно. Водители большегрузов сейчас должны платить 1,53 руб. за 1 км, с марта плата поднимется до 3,06 руб. При пробеге в среднем в 100 тыс. км в год дальнобойщики вынуждены будут отдавать 306 тыс. руб. в год, а транспортный налог для фур в среднем составляет 40 тыс. руб., объясняет он. «Заплатите 300 тыс., а 40 тыс. мы вам простим — так, что ли? Думаете, мы после этого разъедемся?» — говорит Бажутин. Он подчеркнул, что в сложившихся условиях, даже при отмене налога на транспорт, работать дальнобойщикам экономически нецелесообразно: «Какой смысл нам куда-то уезжать? Что там стоять, что здесь стоять. А здесь нас видят, слышат, мы объясняем нашу позицию».
Представитель Минтранса отказался от комментариев. Глава «Росавтодора» Роман Старовойт говорил в интервью РБК в начале декабря, что сборы не должны дублировать друг друга — после введения акцизов нужно через некоторое время отменять транспортный налог: «Я это поддерживаю: кто едет, тот и платит».
http://www.rbc.ru/economics/18/12/2015/ … 864d8de4ef
Отредактировано belle (2015-12-18 02:43:52)