Многие обратили внимание на то, что нынешние празднования НГ на телевидении вышли какими-то уж совсем откровенно старперскими. Кажется, что такого изобилия поющих ископаемых монстров во всевозможных "огоньках" не было давно; хотя, на самом деле, их всегда было много, а сейчас, видимо, количество перешло в качество.
Смотрится все это, конечно, странновато и даже вызывающе. На эстраде по самым главным каналам то "вечный" Кобзон (78 лет в этом году), то Лев Лещенко (73 года), то София Ротару (68 лет), то Ирина Аллегрова (63 года). Последняя, кстати, по обыкновению выступала в лифчике практически на голое тело, видимо, надеясь вызвать в публике эпидемию геронтофилии.
Общее ощущение богадельни на выезде усиливали номера в исполнении неизменных "звезд 80-х", которые вообще давно прописались в России (в мире-то их давно забыли) - ансамбли "Чингиз-хан", "Рикки э повери" и т.д. В этом году они переехали со всяких "ретро-шоу радио Ретро-ФМ" прямо на центральные каналы. Смотреть на бодрых бабуль и дедуль, распевающих шлягеры, на которых я сам, как смутно помнится, зажигал на школьной дискотеке в туманные брежневские времена - было, признаться, несколько жутковато.
Честно говоря, даже и пресловутый Филя Киркоров, мой ровесник, смотрится на главных поп-концертах года не совсем уместно: он явно обрюзг, расплылся, из былого жгучего красавчика давно превратился во фрика - словом, если уж говорить откровенно, выпал из жанра. По идее, и ему пора бы на выход. Эстрада - это ведь как футбол, тут тоже есть, как ни печально, возрастной ценз; смысл эстрады - что она должна будить в слушателях не столько "высокие чуйства" (за этим пожалуйте в филармонию), сколько ГОРМОНЫ. А для этого исполнитель должен, помимо хоть каких-то вокальных данных и умения попадать в ноты, быть еще и сексуально привлекательным. Это требования к профессии, "ничего личного".
В общем, эстрада в столь же явном застое, что и наша политика, и наша экономика, и, что еще интереснее - по той же самой причине. Везде старперы, которые более-менее явно уже "не ловят мышей" - но при этом жутко собой довольны и, главное, убеждены в собственной незаменимости. "Если не мы, то кто?! Россия без нас погибнет!"
И причины везде одни и те же. Основная - сверхцентрализация и экономики, и общественной жизни, и эстрады. Сверхцентрализация, порождающая монополизм. Нет диктата потребителя, есть власть малоизвестных "мафий", засевших, в случае эстрады, в руководстве телеканалами и повязанных какими-то старыми связями (типа известной "пугачевской мафии").
Впрочем, "постарение" заметили все - это слишком явный признак гниения. Были, однако, и признаки еще похуже, не так сильно бросающиеся в глаза. Это ПРОДАЖНОСТЬ: эстраду у нас не только заполонили давно бы, по идее, вышедшие в тираж исполнители! Даже тексты для песен теперь пишут высокопоставленные графоманы.
Первый пример "поэта-песенника" - Михаил Гуцериев. Это миллиардер, владелец крупного БИНбанка (среди своих его название расшифровывается как "банк ингушского народа"), заодно и медиамагнат (владеет семью радиостанциями и, в числе прочего, Сергеем Доренко). Давно "балуется стишками", которые потом за бабки "становятся хитами". Типа как у Валерии:
"Мы боимся любить, ищем путь по прямой.
Душу кровью облить, доступ кода слепой.
Звук любви одолжить, чтоб с ума не сойти,
Лучше все позабыть, но почему же мы…" и т. д.
Я, кстати, только сейчас понял, так сказать, "источник вдохновения" медиамагната; Гуцериев наверняка вдохновлялся этими бессмертными строчками:
"Выключается свет, я куда-то лечу.
Без тебя меня нет, ничего не хочу.
Это медленный яд. Это сводит с ума.
А они говорят: "Виновата сама".
А они говорят: "Виновата сама!!"
Ах, проказник... Хотя соблюсти размер бедняге, увы, не дано - даже имея перед глазами образец.
Кстати, одно светлое пятно в праздновании НГ на ТВ я различил. Где-то в 5 утра 1 января включил телевизор, кажется, НТВ - там показывали, как я понял, своеобразный "микс": одни "звезды эстрады" пели песни ДРУГИХ "звезд эстрады". Так вот, на общем безрадостном фоне очень свежо прозвучал как раз старый хит "Я сошла с ума" в исполнении "Миража". Гулькина и Суханкина, одетые под школьных "училок", очень натурально изображали внезапную страсть, вдруг овладевшую, условно, школьной ботанички МарьИванны к физичке Зое Петровне. Было смешно и на хорошем вокальном уровне.
Так что нет, не все так сумрачно на нашей эстраде.