Домотерапия: советы психолога все тексты рубрики
Ольга Кортунова
независимый психолог
. Заложники голосования
То и дело мы видим, как новый участник, придя в «Дом-2», поначалу пребывает словно в полусне – его не видно и не слышно. Но вот за день-два до голосования он, как заводная кукла из «Трех толстяков», начинает бегать, со всеми переговариваться, интриговать и чуть ли не на коленях умолять, чтоб его оставили на проекте. Что же происходит с человеком? Как голосование влияет на участников в психологическом плане? Что оно значит для них?
Несомненно, голосование – практически единственный двигатель этого реалити-шоу. По сути, только сами участники вправе выбрать, кто останется, а кто уйдет домой – такова особенность этого реалити-шоу. Реализация мотивов отдельного человека полностью зависит от желания большинства — разрешат реализовать или не разрешат.
Не для всех это приемлемо, и кое-кто сразу уходит домой. Другие некоторое время спокойно живут в тепле и сытости, уже приняв решение уйти, и спокойно уходят. Для них день голосования не значит ничего: они сами приняли решение, сами его воплотили, для них мнение социума практически никакой роли не играет и мало их волнует. Так вчера ушел Антон, например.
Остальные же активно ввязываются в игру в предлагаемых обстоятельствах. Таких на проекте большинство в силу психологических особенностей людей, идущих на реалити-шоу, и в первую очередь — демонстративности. Только люди с демонстративным типом поведения могут 24 часа в сутки находиться под прицелом телекамер (а некоторые — и испытывать от этого кайф). Мечты о сцене и славе потому и являются основным мотивом для приходящих новичков. Но люди такого типа поведения живут ради аудитории, постоянно думают о том, какое мнение складывается о них у окружающих. Только за счет этого мнения они сами составляют мнение о себе, строят собственную самооценку.
И для них голосование как раз и является критерием оценки. Получается, если тебя не выгнали, значит, ты хороший и интересный, а если выгнали – плохой и не сумел понравиться. Вот она, причина суеты и нервозности, криков и интриг, – страх понижения собственной самооценки.
Некоторые участники «Дома-2» поставили свою самооценку едва ли не в полную зависимость от голосования. Если против них нет голосов, самооценка у них стабильно завышена. Удобно жить, когда у тебя только один критерий оценки себя – голосование участников реалити-шоу. Вопрос в том, как ты будешь жить, когда окажешься вне Дома. На основании чего будешь строить мнение о себе, когда не будет этого единственного критерия, на который ты так долго ориентировался – месяцами, а то и годами? Потребуется огромная работа над собой. Но именно от этого ребята почти отвыкли – зачем работать над собой, если против них и так не голосуют? Возвращение в периметр Рассела – яркий пример такого типа поведения. Рассел потому и целует землю в «Доме-2», потому и молится сейчас на проект, что его стабильно завышенная самооценка не выдержала столкновения с реальностью.
Честь и хвала Солнцу — она теперь старается жить независимо от шоу. И Оля Бузова, хотя тоскует по старой удобной схеме бытия, уже почти адаптировалась в реальном мире. За их жизнь вне и после проекта я не опасаюсь.
Но некоторые другие бросили даже минимально работать над собой и целиком связали себя с реалити-шоу. Когда-то они пришли на проект со своими мечтами и целями. Потом ввязались в игру, чтобы на проекте остаться. Затем игра обернулась смыслом и целью; появился очень удобный критерий самооценки — и стал единственным. Теперь же страх потери этого критерия держит их на проекте и не дает двигаться дальше. Собственные мечты и цели давно заброшены или остаются лишь видимым прикрытием невротической зависимости от голосования и страха перед реальной жизнью. Вспоминаются слезы Насти Дашко перед отъездом в город и ее желание жить только жизнью поляны; цели Натальи Варвиной и Геннадия Джикии, им самим теперь неясные и потонувшие в водовороте интриг. Непонятно куда развиваются Ермакова и Гобозов – главное усердно делать вид, что развиваться все мешают; в каком направлении развиваться – не важно, главное отгородиться от правды. Где же долгожданная мировая слава или хотя бы актерское агентство Тори с Расселом? А работа в журнале «Дом-2» — именно то, к чему стремился наш прославленный режиссер Степан Меньщиков? Даже Семен Фролов с его нелепыми клипами выглядит на этом фоне яркой жар-птицей, хотя для вышеперечисленных участников ненавистен именно психологической независимостью от их социума.
Хочу пожелать и нынешним и будущим участникам не забывать о том, что за воротами «Дома-2» тоже есть жизнь и у этой жизни совсем другие критерии оценки. Нельзя — хоть это и очень удобно, — чтобы ваша самооценка зависела от мнения и желания крошечного социума, даже если сейчас вы в нем живете. Учитесь вырабатывать собственные внутренние критерии оценки себя; тогда — и только тогда — вы станете полноценными самодостаточными личностями. Окружающие именно таких и уважают.
29 ноября