с оффа
Блог Sergey Kuznetsov
August 23rd, 2006
Обещанный текст про Дом-2
Я попробую по-порядку. Сначала я расскажу, почему на мой взгляд Дом2 оказался таким сверхпопулярными, потом – почему так много людей не любят это шоу, а в конце концов попробую объяснить, почему я считаю сайт, который мы делаем, одним из самых важных проектов SKCG.
Есть несколько мифов о причинах популярности Дома2. Во-первых это потому, что люди любят подглядывать. Во-вторых, потому что это порнографическое шоу. В-третьих, потому что зритель хавает, что дают. В-четвертых короче, дальше я уже не помню.
Почему я говорю мифы? Даже не потому, что ничего порнографического в Доме2 нет (и уж тем более смешно считать, что 50-60 тыс. человек заходят ежедневно на сайт, потому что не знают, где бы найти в сети порнушку) Это мифы, потому что они не отвечают на один простой вопрос: почему из всех реалити-шоу именно Дом2 стал таким популярным, что кусок его рекламы даже красуется на обложке последнего романа Проханова? Почему не «За стеклом – 8», не «Фабрика звезд -5», не «Голод-2», не «Большой брат» и не «Офис», сделанные тем же ТНТ?
Я попробую рассказать в чем вижу причины я. Но начну издалека.
Мы живем в стране, которая еще 15 лет назад была в смысле семейной морали вполне патриархальной. Юноша и девушка должны были завести свою семью быстро - по возможности не покидая семьи родительской. То есть как можно быстрее превратившись из ребенка-подростка в отца/мать семейства. Это касалось прежде всего провинции и малообразованных слоев населения, но даже в столичной интеллигентской среде мне 20 лет назад приходилось слышать как мать говорит двадцатилетней дочери: «все твои одноклассницы уже замужем, а ты все еще нет».
Что случилось за прошедшие годы? Упал железный занавес, изменилась экономика, выше стала цениться мобильность рабочей силы – то есть мы оказались в более подвижном и менее «душевном» мире. Можно сказать, что разрушение патриархальной модели, начатое в тридцатые годы, вышло на новый виток.
В матримониальной области Россия начала сдвигаться в сторону западной модели – более поздние браки и дети. Этой модели в значительной степени следовала городская интеллигенция еще двадцать лет назад, то есть для большинства моих читателей эта модель уже вполне традиционна. Конечно, можно обсуждать, не слишком ли поздно заводить детей в 35-40 как американцы, но никто не спорит, что надо сначала получить профессию, стать на ноги, а потом уже – замуж или жениться.
Между тем, огромное количество молодых людей – выходцев из той самой полупатриархальной среды, о которой я говорил выше - оказались сегодня в слепой зоне: они уже не дети (даже если и живут с родителями), но еще не готовы выходить замуж или жениться. То, что 15-20 лет назад занимало в лучшем случае пару лет, сегодня растягивается на десятилетие - и молодые люди не знают как это десятилетие прожить.
А между тем перед ними стоят сложные задачи – и прежде всего научиться строить отношения со сверстниками, искать себе партнеров и вообще – жить своим умом.
Патриархальная модель – модель мамы и папы – тут не работает. Где эти молодые люди могут найти подходящую им модель? Реклама описывает их жизнь как сплошную (полу)пьяную вечеринку, веселье, танцы, белые зубы и шелковистые волосы. Это отличная модель для вечера пятницы или даже для уикэнда – но никак не для десяти лет жизни. Западное кино и сериалы? Оно показывает молодых людей, уже Бог знает какое поколение живущих в модернизированном обществе – слишком не похоже на Россию, чтобы провинциальные мальчики и девочки могли полностью идентифицироваться с героями «Друзей».
И тут появляется «Дом-2». Ведь о чем это шоу? Не о любви, как любит говорить ТНТ. Не о сексе, как любят говорить в Думе. Оно – об отношениях.
Потому что герои находятся в том самом положении «между семьями», о котором я говорю. Они покинули привычную среду – родной город, родительскую семью – и оказались в неком особом топосе реалити-шоу, который они могут покинуть либо проиграв, либо образовав новую семью (напомню, что за время шоу уже заключено три брака – не считая героев, продолжающих «строить любовь» на площадке). Пока они в шоу, герои учатся строить отношения со сверстниками, искать себе партнеров и вообще – жить своим умом.
Иными словами, шоу Дом 2 оказалось моделью для целого поколения россиян – выходцев из патриархальной среды (в этом, кстати, причина высокой популярности Дома2 в провинции, где таких молодых людей, очевидно, больше).
Можно сказать, что Дом2 оказался важнейшим проводником ценностей «современного», «западного», «непатриархального» общества.
Предвижу несколько возражений и постараюсь сразу на них ответить.
1. Что значит «учаться»? По-моему, участники просто бездельничают, а зрители тупо за этим смотрят.
Участники учатся методом проб и ошибок. Зрители наблюдают за этим и учатся на чужом примере. Вот девочка смотрит шоу и думает «Ой, как круто ведет себя Икс!» - а через неделю видит, что Икс со всеми разругалась и вот-вот вылетит из шоу. «О, - думает девочка, - Икс ведет себя как дура». Так девочка выясняет, что модель поведения Икс не особо результативна. Икс тоже имеет шанс это понять и начать вести себя иначе. Все, кто смотрят шоу более ли менее постоянно, могут подтвердить, что такое регулярно случается.
Разумеется, для меня слово «учиться» вовсе не предполагает осознанных действий – ни со стороны зрителей, ни со стороны участников шоу.
2. Ты считаешь, что вот эти «выходцы из патриархальной среды» сознательно ищут модели и хотят обучаться? Не слишком ли хорошо ты о них думаешь?
Нет, я не считаю, что все они сознательно ищут и хотят. Думаю, подавляющее большинство зрителей было бы удивлено, если бы прочитало этот текст. Но это ничего не меняет: самые эффективные методы обучения – непрямые. Любой рекламщик это подтвердит.
3. А на других реалити-шоу – зрители тоже учатся?
Да. Почти все реалити-шоу построены так, что по ним можно преподавать психологию и социологию малых групп. На любом таком шоу можно учиться пониманию механизмов функционирования небольших коллективов. Другое дело, что это не так важно для современного российского зрителя, как построение модели жизни от 15 до 25.
4. Это что, ТНТ специально такое придумало?
Нет, это получилось случайно. ТНТ, я подозреваю, до сих пор не знает, почему шоу так сработало – если бы знали, они бы клонировали эту модель. А если мы посмотрим на «Офис» или «Большого брата», то увидим, что они обращаются к другой аудитории – очевидно, с меньшим успехом.
5. Насколько ТНТ вмешивается в происходящее на площадке?
Я не готов дать официальный ответ – в силу очевидных причин. Но даже того, что мы видим на телеэкране достаточно, чтобы понять, что ТНТ вполне вмешивается – хотя бы когда Собчак беседует с участниками шоу, давая им советы и направляя их. Вмешательство ТНТ на мой взгляд ничего не меняет: организаторы могут интенсифицировать реально происходящие процессы, скажем, ускорить распад пары, но не может изменить общей логики событий. Есть силовые линии, все по ним движется. Можно, конечно, вносить возмущения – но рисунок силовых линий не измениться.
6. Вы считаете, что Дом2 учит, как жить между семьями. А я считаю – он учит разврату!
Нет. Почти для всех героев шоу семейные ценности очень важны. В этом смысле Дом2 – консервативное шоу (несмотря на всю «антипатриархальность»). Оно показывает, что внебрачные связи («разврат») нужны только для того, чтобы в конце концов основать семью. Если бы Дом2 пропагандировал разврат, шоу давно было бы культовым в контркультурных кругах. Так что не надо путать Дом2 с «Тропиком рака» или журналом «Хастлер».
7. Почему же меня так раздражает Дом2?
Потому что ни вы, ни я, ни наши дети – не целевая аудитория Дома2. Передача «Спокойной ночи, малыши» нас, вероятно, тоже раздражала бы, если бы не воспоминания детства. Точно также многих родителей раздражали в свое время телепузики – фильмы, расчитанные на 2-3 летних детей.
8. А как же я научился жить «между семьями» без помощи Дома2 и прочих шоу?
Дети из интеллигентных семей учатся тому, как жить «между семьями» у мамы и папы или из классической литературы (львиная доля книг XIX века посвящена, в частности, именно этим проблемам).
9. А если ваши дети будут смотреть Дом2 – вы будете радоваться?
Нет, не буду. Если мои дети будут смотреть Дом2 – это значит, я не смог научить их тому, как жить «между семьями» - ни сам, ни с помощью книг или фильмов. Но это будет моя педагогическая ошибка, и сваливать вину на Дом2 будет малодушием.
10. А если бы ТНТ не платило тебе деньги, ты бы все равно стал делать этот сайт?
Если бы ТНТ не платило мне деньги, я бы никогда не увидел этого шоу. Возможно – вообще не узнал о его существовании. Даже если бы я случайно увидел выпуск-другой, я бы не понял – о чем это шоу и зачем. Так что если бы не деньги ТНТ я бы не написал всего, что вы только что прочитали. Но все то, что я написал, я написал не за деньги – а потому что я в самом деле так считаю.
Мы постепенно подобрались ко второму вопросу: почему так много людей не любят Дом2?
Собственно, противников шоу можно поделить на два лагеря.
Первая группа - противники модернизации России как таковой, сторонники «патриархального пути», приверженцы «ультраконсервативных» ценностей (еще раз повторю: здоровым консервативным ценностям – любовь-дети-семья - Дом2 не помеха). Неслучайно те, кто упрекают Дом2 в разврате часто оказываются противниками программ снижения вреда, выступают против сексуального просвещения и так далее. Очевидно, политики из Думы относятся как раз к этой группе.
Большинство моих читателей относятся ко второй: это городская интеллигенция, интеллектуалы, которые либо получили модель жизни «между семьями» от папы и мамы, либо взяли ее из книг и кино. Проблемы целевой аудитории шоу им непонятны, да и вообще зрители, «которые смотрят Дом2 в своем Урюпинске» вызывают высоколобое презрение.
С депутатами Думы пусть разговаривает пи-ар отдел ТНТ, а интеллектуалам я могу сказать, что снобское презрение к людям, которые не могут учиться жизни у Толстого или Бальзака, а учатся у телевизора, не делает никому чести. В конце концов, целевая аудитория Дома2 – значительная часть населения нашей страны. Как говорят в такой ситуации в Америке: love it or leave it. В данном случае я бы сказал: либо уважай своих соотечественников, либо ищи себе другую страну.
Лично я почитаю своим долгом по мере сил помогать тем людям, стартовые условия которых были хуже моих. И для этого Дом2 – прекрасный инструмент.
Собственно, я думаю, что уже ответил на вопрос почему я считаю сайт Дома2 таким важным для SKCG. Не потому, что он приносит так уж много денег – есть гораздо более выгодные проекты – а потому, что для меня весь смысл бизнеса SKCG заключается в том, чтобы по мере сил способствовать структурализации хаоса. Поэтому я принимал участие в «Победителях», делал сайт про террор и сайт СтопСПИД.ру, работаю с Британским Советом и AVI CHAI. Аудитория всех этих проектов – куда более продвинутая, чем аудитория Дома2. Помогать им структурировать информацию – приятно и просто, работать для поклонников Бузовой и Воданаевой – намного труднее и неблагодарнее. Но мне кажется, что то, что случится с этими людьми, определяет будущее России куда больше, чем то, что происходит с посетителями сайта «Современное Британское Искусство в России».
Резонный вопрос: Это все высокие слова. А я зашел на сайт – там такая же фигня, как на сайтах любых реалити. Что же ты сделала для просвещения соотечественников, Сережа?
Ответ традиционен: Сделал я, конечно, недостаточно. А где вы видели русского интеллигента, который ответил бы иначе?
Если же отвечать подробно, то с самого начала я старался ориентировать тексты сайта на отношения между героями. Выявлять закономерности. Напоминать посетителям сайта о том, что было раньше. Создать для них благоприятную среду для обсуждения шоу и общения. Развивать и поддерживать сообщество. Стараться время от времени пробуждать рефлексию. Задавать правильные вопросы.
Этого, конечно, недостаточно – но не забывайте, что я тоже не сразу понял то, о чем здесь написал. Сейчас мы с ТНТ обсуждаем разные планы развития сайта и я думаю, с осени он станет значительно лучше. Но я не люблю рассказывать о том, что еще не сделано – а на вопрос «почему ты считаешь Дом2 важным образовательным проектом?», надеюсья уже ответил