Иванушка-дурачок
Венцеслав Венгржановский

В сказках всех времен и народов всегда существовал Иванушка, не всегда дурачок, но всегда неудачник, который к концу произведения оказывался "на коне".
Примеры можно приводить очень долго: это и Иванушка-дурачок, и Золушка со всеми остальными прототипами бедных девочек-сироток, которых посылали в лес за хворостом, а кого-то и просто оставляли в лесу замерзать. Один из последних героев-сироток современности – это, конечно же, Гарри Поттер. Нет, пожалуй, ни одной сказки, где бы успеха добивался тот, кто изначально был умен и богат. Да наверное было бы и не интересно читать, как те, у кого и так все есть, лишь приумножают свое богатство.
Эта тема невольно подводит нас к уже обсуждаемой нами в комментариях теме справедливости. Из всех этих сказок вытекает мысль о том, что мир устроен несправедливо. По мнению большинства, справедливым было бы отчуждение части имущества у богатых в пользу бедных, чем испокон веков занимались все сказочные герои. На этом народном чувстве справедливости совершались революции всех времен. Но как показала история, это не приводило к справедливости, а лишь перераспределению богатств между умными, хитрыми и богатыми. А сирые и убогие так и продолжали прозябать, лишь на мгновение, испытав вожделенную анархию.
Но сказки, на то и сказки, что в жизни все наоборот. Успеха добиваются красивые, умные и богатые. А бедные, сирые и убогие, лишь приумножают свою бедность. У последних может быть многое, что есть у первых – это и деньги, и талант и многое другое (но не все сразу). Но тем не менее, им этого все равно не хватает, чтобы стать счастливыми. Первым же, зачастую хватает чего-то одного (красоты, таланта, ума, богатства), чтобы схватить удачу за хвост. Удача! Вот, пожалуй, то, что отличает первых от вторых. В сказках Иванушкам-дурачкам всегда сопутствует удача, которая приносит им и царевну и полцарства в придачу. В жизни же, как раз удачи то им и не достает. Поэтому, даже получив какой-либо из вожделенных символов счастья, им не удается его удержать.
Один из недавних примеров - Сьюзан Бойл – финалистка английского шоу "Britain's Got Talent" – варианта российской передачи "Минута славы". Умственно не полноценная женщина с превосходными вокальными данными. Народ относился к ней с умилением, когда видел в ней Золушку. Но это умиление сменилось негодованием, когда на финале конкурса она устроила настоящую истерику, непозволительно вела себя по отношению к другим финалистам. Под давлением обстоятельств волшебство улетучилось, и наружу полезли чисто человеческие качества, усугубленные душевной болезнью. В результате она заняла второе место и сразу после конкурса была отправлена в психиатрическую лечебницу. Правда, не надолго. Сейчас ее продолжают раскручивать и делать на ней деньги. Но к ее личным качествам и личному успеху это уже не имеет никакого отношения. Ее используют и выбросят, а желтая пресса еще дополнительно заработает на освещении ее несчастной доли.
Венцеслав Венгржановский птица куда более низкого полета. В нашем предыдущем обращении к образу Венцеслава мы высказали надежду на чудо. Эта надежда была, сиречь верой в сказку о Золушке. Той сказке, которая просыпалась в душах зрителей, когда они слушали ангельский голос Сьюзан Бойл.
У Венгржановского ничего ангельского нет, но его поведение в последнее время очень похоже на поведение Сюзаны Бойл на финале конкурса "Britain's Got Talent". Тогда народная молва убедила ее в том, что она гений. Как она, само совершенство, могла проиграть какой-то группе уличных музыкантов? Это не мыслимо!
Так и Венцеслава убедили в том, что он тоже имеет право на счастье. Вот тебе, Венцеслав, невеста подстать. Разделяй и властвуй. Но какие отношения может создать человек, если в его жизни не было ничего кроме серости и убогости. Разумеется, он не станет Иванушкой-дурачком, который всю жизнь пролежал на печи, а в конце сказки у него появились хорошие манеры и зажили они с царевной долго и счастливо. Даже если вам кажется, что чудо произошло, не спешите восклицать "Есть в жизни справедливость!". Время все расставит по своим местам.
Мораль сей басни такова, что любые блага добытые своим трудом обогащают личность и делают человека счастливее. Блага свалившиеся с неба не приносят счастья, а лишь развращают человека. В реалиях жизни "бедные сиротки" не в состоянии добыть блага собственным умом и трудом. А тех, кому это удается, никто не осмелится назвать сирым и убогим. Такие люди не вызывают ни чувства жалости, ни умиления, ничего подобного. Только чувство уважения и, зачастую, зависти. Они не воскрешают в памяти сказку о Золушке. Потому что в их истории нет главного атрибута сказки - маны небесной. И они уж тем более ничем не напоминают Иванушку-дурачка. Чего нельзя сказать о Венцеславе. Хоть прямо сейчас бери на съемки "Конька-горбунка".
(Мнение с сайта http://www.durdom-2.ru/post.php?post=48 )