Радиостанция Эхо Москвы - Передача "Человек из телевизора" - Суббота, 01_08_2009
А. ВЕНЕДИКТОВ – ...Я хотел бы, чтобы ты сказала, как ты видишь ситуацию с «Домом-2» и ТНТ и с тем решением суда, которое было принято. Просто скажи свое мнение, я тебе возражу, наверное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут много поворотов. В сущности, когда мы часто с Лариной обсуждаем какие-то скандальные программы, возмутительные, то говорим о том, что есть прекрасный отработанный механизм в любом обществе. Недовольные зрители обосновывают свои претензии и обращаются в суд, суд это решает. В данном случае это на моей практике может быть первый и единственный случай, когда действительно некие люди…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Симпсоны были еще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Но там все-таки это была мультипликация. Хотя ты прав. Хорошо, второй, может быть, еще кто-то припомнит случай. Но, тем не менее, люди обратились со своей претензией.
А. ВЕНЕДИКТОВ – На программу «Время» никто не обратится.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это следующая тема. Ощущение такое у меня, что всегда уже по Дому-2 не первая волна, есть какой-то заказушный душок в зависимости от того, кто этим занимается. Например, когда министр МВД наш внутренних дел Нургалиев вдруг выступил и сообщил, что Дом-2 надо закрыть, потому что это одна из самых тлетворных программ. Хочется сказать уважаемому министру, что есть множество областей жизни, которые ему подвластны, которые он может лично улучшать и последнее дело все-таки кивать на это, хоть и очень часто противное и кривое зеркало. Потом периодически возбуждаются разные депутаты. В данном случае некоторые сведущие люди связывают нынешнюю кампанию с грядущими выборами в Мосгордуму. И там есть персонажи, которые может быть за этот счет хотят повысить собственную капитализацию. Говоря современным языком. Если говорить вообще, безусловно, Дом-2 не моя программа и не твоя программа.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Подожди. Ты сейчас как профессионал, как журналист, это наша программа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я в данном случае говорю как зритель сейчас. Дальше я начинаю говорить как журналист. Мы эту ситуацию рассматривали на большом жюри некоторое время тому назад, когда была очередная жалоба. Тоже была экспертиза, мы просматривали разные кусочки, рекомендовали тем, кто создает эту программу, все-таки избегать слишком экспрессивной лексики, и возможно слишком откровенных сцен, особенно в дневное время. Хотя по совести говоря, там их и не было. Я посмотрела сейчас, когда начался этот скандал несколько выпусков, ну через силу это не то слово сказать, не просто через силу, это просто элементарно скучно, страшно занудно. Может быть, потому что я уже вышла из этой адресной фокусной группы, которой предназначено.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А дочка?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она вообще телевизор практически не смотрит. Она немножко уже подросла, 23 года. Но Дом-2 у них регулярно, она уже замужем, включен, и идет таким фоном в ночное время.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Идет тем не менее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, подсматривают. Не постоянно. Для чего – не знаю. Во всяком случае, я иногда у них использую какую-то информацию, что там происходит. Может быть, если следить за бесконечными, на чем основано реалити-шоу, за развитием, хотя я не знаю, есть ли оно там, сюжета каждого конкретного героя и персонажа, может быть это интересно. Я сейчас включилась после большого перерыва, я никого не знаю. Там совершенно тупые, на мой взгляд, опять же разговоры, он смотрит на меня, не смотрит.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это нормальные разговоры. В реалити-шоу – так разговаривают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если они не составляют всю основу того, что там происходит.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А ты хочешь бедную Настю, конечно, чтобы все было ах красиво и они стрелялись.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А вторая часть как раз такая, пэтэушная красота называется, пафос, когда девушка говорит: хочу большой светлой любви, я думаю, может это стеб, нет, на полном серьезе.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Она хочет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом какие-то прощания с возлюбленным, пускание корабликов, разговоры о внутренней красоте, которую должен следующий оценить. Короче, лабуда редкая. Скука чудовищная. Но что-то такое нащупали люди, которые все это придумали и очевидно в первую очередь то, что нынешние молодые люди лишены возможности самоидентификации через экран. У них нет специальных программ или героев, предназначенных для них, с которыми они могли…
А. ВЕНЕДИКТОВ – «Кремлевские курсанты».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это сериал, все понимают, что это игровая среда.
А. ВЕНЕДИКТОВ – «Бедная Настя».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Разумеется, и СТС на этом и вообще каналы, которые уловили заказ на всякие ситкомы, непритязательные сериалы из современной жизни, они действительно угадали правильно, потому что действительно молодым людям этого не хватает. Если мы представим большой экран, то существует некая среда, где есть уже успех, гламур, большие деньги, слава, чего большинство людей пытается добиться. И все, больше нет ничего. Или наоборот, аномальная сторона жизни. А здесь такая рутинная жизнь.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Абсолютно верно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они смотрят за тем, как люди притираются друг к другу, общаются.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Разводятся, расходятся. По мелочам.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Где еще сегодняшние подростки, тинэйджеры даже могут увидеть, как эти строить отношения. Другой вопрос, что они здесь тоже строятся далеко не идеально.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А где они строятся идеально? В жизни что ли?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, мы выросли на советском и во многом пропагандистском телевидении и недаром же существовали молодежные редакции, детские, где на эту тему думали. Другой вопрос, что это была в голом и чистом виде пропаганда, но в целом то телевидение работало достаточно точно и умно. Обращаясь по конкретному адресу. Сегодня такого мы нигде не увидим. И поэтому молодые люди выбирают из имеющегося. Я знаю очень многих людей, которые смотрят и искренне издеваются над тем, что они смотрят. И говорят, что вот эти разные есть…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Лучше бы они в зеркало смотрелись. А это зеркало.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти, конечно.
А. ВЕНЕДИКТОВ – И это противно смотреть. Хочется быть высокой зеленоглазой русой блондинкой.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они там все высокие зеленоглазые русые блондинки.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Ну так понимаешь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там как раз и отбирают по этому типу. Но еще тут есть одна забавная вещь. Конечно молодые люди, да и не только молодые, зритель вообще человек простодушный в большинстве, существо простодушное и искренне верит, что это действительно происходит в режиме реалити-шоу, что все заперты в 4-х или 6-ти, 8-10 стенах. Никто никуда не выходит. А у меня был очень смешной момент. Я приехала на запись другой программы в то место, где снимается много разных программ.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Не оправдывайся.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не на Дом-2 приехала. Меня уже не возьмут. Боюсь, что уже вышла из этой категории возрастной. И просто навстречу шли молодые люди, которых я не знала в силу того, что я не смотрю телевизор. И один из них вдруг бросился ко мне со словами: вы к нам пришли? Куда к вам. В общем, к вам, наверное. - Я из Дома-2. И тут я поняла, потом мы с ним заговорили. Они ходят как на работу на запись программы. Потом уходят, наверное, за это получают не, наверное, а практически точно, деньги. То есть это не жизнь все равно. Это сконструированные ситуации. Поэтому можно только пожелать создателям этой программы все-таки как-то немножко поразнообразнее что ли это конструировать.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Весь вопрос, что ближе к жизни: Дом-2 или скажем «Папины дочки».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да ни то, ни другое я думаю.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Что ближе из этого?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, Дом-2 ближе, потому что здесь все-таки…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Ближе, честнее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В заданных обстоятельствах, безусловно, люди все равно проявляют сами себя, да, пусть они ходят на работу, снимаются, но, в сущности, они играют самих себя, если можно так сказать. Поэтому, наверное, это ближе к жизни, другой вопрос, что, наверное, в какой-то степени какова жизнь, таково и телевидение. При этом не менее справедливо, что в какой-то части каково телевидение, такова и жизнь. Очень тесная взаимосвязь. Телевидение формирует при всем притом отношение к жизни, модели жизненные, модели отношений. И тут, наверное, правы и те люди, которые озабочены тем, какие именно модели это телевидение формирует.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Да разные. Должны.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В данном случае здесь как это слово модное – промискуитет…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это не модное слово, это научный термин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Любят употреблять.
А. ВЕНЕДИКТОВ – У нас тут Гусман рассказывал про общежитие ГИТИСа, все было уже. И есть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, во всех общежитиях мира все было и вообще все было в этом смысле.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Есть и будет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, это хорошо и оригинально, остроумно сделано, а может быть скучно. На мой взгляд, здесь это скучно, тупо и смотреть это в этом даже развитии в продолжении я не знаю, чего там можно…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Ну конечно «Последний герой» лучше. Красочнее. Только это не в жизни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И «Последний герой» не в жизни. Вообще из всех реалити-шоу, которые у нас были…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Хотя «Последний герой» я смотрел очень пристально.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Первые выпуски, просто потому что это было экзотично.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я и «За стеклом» смотрел.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Реалити-шоу как таковое, где действительно люди жили за стеклом, в непроницаемом для внешнего мира пространстве это было шоу «За стеклом». И потом еще какие-то были попытки, а в целом это уже потом превратилось во многом в игровой жанр, где люди играют те роли, которые им определяют продюсеры и авторы этих сюжетных, если их можно так назвать, линий.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Вот знаешь, что я хочу сейчас сделать. Я хочу проголосовать. Я не сомневаюсь, какой будет результат. Но я хочу сейчас проголосовать и задать вопрос нашим слушателям. Правильно ли поступил суд, справедливо ли поступил суд, что Дом-2 был…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сразу уточню. Не закрыт.
А. ВЕНЕДИКТОВ – 4 утра я понимаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - С 11 до 4. С 11 ночи. Перенос в чисто ночное время, как пиво.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Тогда я поставлю по-другому. Надо ли закрыть Дом-2.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы Америку закрыл, как там у Маяковского…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Сейчас ты увидишь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Почистил и опять открыл.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Открыл бы Дом-3.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но на этом основании нужно действительно закрыть все телевидение. Может быть за исключением канала «Культура».
ГОЛОСОВАНИЕ
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это интересная история. Звонят, видимо, только те, кто смотрят. Откуда вы знаете. Пастернака не читал, но надо закрыть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно точно.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Звоните те, кто смотрят.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это многочисленная категория. Я Пастернака не читал, но скажу. В чистке и уборке генеральной, безусловно, нуждаются все каналы.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Жизнь нуждается в чистке.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Жизнь само собой. Но понимаешь, с жизнью мы мало или чаще всего можем что-то поделать. А здесь сами руководители сколько раз были всякие предупреждения, сделайте сами, до того как этим озаботятся депутаты, министры внутренних дел.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Делай не делай, все равно они озабочены.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть простая вещь. В чистом виде выживание, мы выживаем или нас закрывают, или мы почистим и сделаем так, чтобы это хотя бы не раздражало в то время, когда собирается большая часть людей у экрана. Всех не удовлетворишь, безусловно, всегда будут раздраженные даже на самое что-то абсолютно невинное. Но все-таки есть вещи абсолютно вызывающие. На том же НТВ, когда в самое смотрибельное время показывают, причем непонятно, ведь никогда не предупреждают, реальные это кадры, что сути, в общем, не меняет. Или это реконструкция, как насилуют детей, как снимают каких-то голых детей педофилы. Эти педофилы и дети реальные они черт их знает, не реальные. Но, тем не менее, формируется абсолютно агрессивная среда, которая, на мой взгляд, намного более тлетворна для душ подрастающего поколения, которые видят, что их окружает исключительно извращенный патологический мир.
А. ВЕНЕДИКТОВ – 75% - надо, 25% - не надо. Вот смотрят, ежики кололись, но ели кактус. Плакали, кололись, но ели кактусы. Это напоминает безобразие, женщины ходят в коротких юбках. И смотрят на коленке. Это те же самые люди. И смотрят, и не отворачивают глаз. Потому что если вы голосуете и не смотрели, вы бессмысленны и тупы. А если вы голосуете и продолжаете смотреть, ну так чего вы смотрите, зачем вы создаете рейтинг передачи.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На эту тему очень любит говорить наш с тобой коллега и товарищ Даниил Дондурей.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я не знаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаешь Дондурея?
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я не знаю, что он говорит на эту тему.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что это установлено научно, сейчас не могу точно сказать, потому что наукой не занимаюсь, что это действительно один из эффектов телесмотрения, человек не в состоянии сделать выбор. Это как-то обосновывается психологически, психически, социологически. Очень многие люди смотрят то, что им отвратительно. Но не перестают смотреть. Они бегут просто бегом, чтобы не пропустить…
А. ВЕНЕДИКТОВ – И требуют это выключить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Требуют потом выключить. Я всегда рассказываю на разных встречах со студентами и прочими зрителями, читателями, как мне пришло письмо после того как у меня вышла колонка еще про мою семью, письмо от пожилых людей интеллигентных явно с огромной благодарность, что наконец только после моей статьи они поняли, какая это гадость, а до этого каждый раз смотрели, доходило до сердечного приступа, иногда даже вызывали скорую помощь, но что тут скажешь. Взрослые люди, ну зачем же себя доводить до сердечного приступа.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это Дондурей объяснил.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я тебе для иллюстрации говорю.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Конечно, замечательная история с голосованием. Да не смотрите вы, успокойтесь. Если бы это был один канал, если бы было всего три.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут давай после паузы обсудим, эта тема тоже нуждается в развитии. Не смотрите и успокойтесь. Она только взрослых и в принципе сознательных людей может…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Какое же население у нас сознательное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - У нас есть все-таки некоторая часть сознательного населения.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я просто не верю, что люди несознательные.
И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть ты хочешь сказать, что все сознательные.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Все сознательные. У нас же, как говорят, мы-то понимаем, а вот другие, то есть мы молодцы, они козлы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и конечно, здоровье нравственное подрастающего поколения.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Духовно-нравственное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Не путай. Мы уходим на новости. Пока Роман Плюсов зарядит вас духовно, мы потом перейдем на нравственное. У нас такое разделение труда.
НОВОСТИ
А. ВЕНЕДИКТОВ – Так вот, теперь что нас ждет. Про ТНТ мы, наверное, будем говорить, будем следить, как суд более высокой инстанции будет рассматривать, Мосгорсуд это решение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня такое подозрение, что это опять будет все слито и спущено на тормозах, потому что там есть очевидные юридические какие-то несуразности и читала, выясняла, две экспертизы, повлияла на решение суда только одна, которая против. А группа экспертов с журфака делала свою экспертизу именно то, что инкриминируется Дому-2, эротизм излишний и всякая непристойность, там эта экспертиза не обнаружила. Поэтому наверняка или это… нет, оно не сможет, конечно, совсем судебное решение быть отменено просто так…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Может.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Без следующей инстанции суда? Я думаю, что там все это будет подкорректировано и в результате все для этого Дома-2 будет хорошо, но звонки эти мне кажется, нужно учитывать все равно тем, кто все это делает.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Звонки несодержательные.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Звоночки.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я же читаю тут. Вот Галина пишет: Дом-2 ближе к порнухе в бытовом смысле. Бессмысленный набор слов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, потому что порнография слово у нас часто употребляется метафорически.
А. ВЕНЕДИКТОВ – В зеркало, Галина, посмотритесь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому все, что не нравится или считается аморальным, безнравственным все называется порнографией.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Порнография духа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это еще в свое время А. А. Вознесенский.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я ровно про это.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ревет порнография духа. Точно так же как ностальгия по прошлому, настоящему в буквальном смысле это тоска по родине. А используется метафорически. И порнография тоже используется, порнуха. Любимый упрек большинства людей в адрес телевидения. Сплошная порнуха. Ну, нет у нас порнухи к счастью в прямом и прямолинейном толковании, а все остальное, что не нравится, тогда слишком много будет не нравиться.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Каждому не нравится свое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И действительно все-таки канал ТНТ адресный, нишевый. Он не общефедеральный, а вот на общефедеральных каналах я бы тоже согласилась, что конечно не в прямом смысле порнография, то есть не показ конкретных взаимодействующих друг с другом органов, но просто часто запредельный выбор тем, персонажей, героев, интонаций, и так далее. Что мы будем говорить, это уже такие общие вещи.
(...)
http://www.echo.msk.ru/programs/persontv/609355-echo/
Отредактировано Михаил Холодковский (2009-08-01 20:44:17)