г. Бобров. Памятник А. С. Суворину (перед зданием Воронежского областного училища культуры)
Суворин (Алексей Сергеевич) - известный журналист. Родился в 1834 г. в с. Коршове Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной Де-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) Суворин поместил рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и небольшие статьи в "Вазе", "Московском Вестнике", "Весельчаке" и "Русском Дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в "Русской Речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Русской Речи". В Москве, на литературных собраниях у поэта А. Н. Плещеева, Суворин познакомился с цветом русской литературы: Л. Н. Толстым и А. Н. Островским, Н. С. Лесковым и М. Е. Салтыковым-Щедриным, Н. А. Некрасовым и Д. В. Григоровичем. Когда "Русская Речь" прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурой). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого - "Жизнь патриарха Никона" (есть отдельное издание), в "Отечественных Записках" - рассказ "Отверженный" (1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русском Инвалиде" (за подписью А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "Санкт-Петербургских Ведомостей", занявших, после перехода к В. Ф. Коршу, одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин, под псевдонимом А. Бобровский, поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина судебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее содержания есть в "Сборнике сведений по книжно-литературному делу за 1866 г." Черепина, Москва, 1867). Этому событию Некрасов посвятил стихотворение "Пропала книга!" Широкую известность Суворин приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в "Санкт-Петербургских Ведомостях" воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся выпадать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики - Каткову, Скарятину, князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его с "Вестником Европы", где он в 1869-1872 г.г. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей. Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. Ф. Корш и его редакция были устранены от "Санкт-Петербургских Ведомостей", то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход Суворина из "Санкт-Петербургских Ведомостей" вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин, в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены за несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых Ведомостях" Полетики. А в феврале 1876 г. он вместе с В. И. Лихачевым купил захудалую газету "Новое время", вскоре под его руководством сделавшуюся самой читаемым печатным органом России. Успех этот, во-первых, основывался на гениальном издательском и редакторском чутье Алексея Сергеевича, во-вторых, на блестящем круге сотрудников: В. П. Буренин, Вл. И. Немирович-Данченко, К. А. Скальковский, А. В. Амфитеатров, Ю. Д. Беляев, Д. И. Иловайский, Н. И. Костомаров, Н. С. Лесков, А. Н. Майков, С. В. Максимов, М. О. Меньшиков, П. П. Перцов, Я. П. Полонский, И. Н. Потапенко, И. Е. Репин, Н. К. Рерих, В. В. Розанов, В. В. Стасов, Н. Н. Страхов, С .Н. Сыромятников, С. Н. Терпигорев, А. П. Чехов, И. Л. Щеглов и др., а в-третьих, на том, что газета была интересной для самого широкого круга читателей, и по информированности, и по охвату тем, и по стилю подачи материала. Хваткий, энергичный предприниматель, Суворин, завел собственную типографию, книжный магазин, наладил сеть распространения газеты на железных дорогах. Это позволило ему основать и свое книгоиздательство, в котором выходили журнал "Исторический вестник", знаменитые справочники-календари ("Русский календарь", "Вся Россия", "Вся Москва", "Весь Петербург"), первое массовое, дешевое собрание сочинений Пушкина (в первый день его продажи огромная толпа покупателей сломала прилавок и мебель в магазине), первое легальное переиздание "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, историческая серия "Rossica", книги современных прозаиков и поэтов и т.д. Всего за 40 лет суворинское издательство выпустило около 1600 названий общим тиражом 6,5 миллионов экземпляров. Еще одной любовью Алексея Сергеевича был театр, современники считали его одним из лучших театральных критиков, в 1895 г. был создан финансируемый им театр Литературно-художественного общества (обычно его просто называли Суворинским театром), на сцене которого была, например, впервые поставлена "Власть тьмы" Толстого. Драматургия самого Суворина, правда, особой популярностью не пользовалась, но современные исследователи доказывают, что она значительно повлияла на ранние пьесы Чехова. Писал хозяин "Нового времени" и прозу, среди которой своеобразный, "преддекадентский" роман "В конце века. Любовь", ряд ярких рассказов.