Реалити-шоу постепенно становятся для нас важнейшим из всех видов искусства
Когда на советских голубых экранах впервые появились "мыльные оперы" в километр длиной, "умные люди" все пытались разобраться: в чем феномен? Почему соотечественники теряют разум, плюют на реальную жизнь и плачут над судьбой богатых, как над своей собственной? Секрет прост: "Эффект замочной скважины".
Только "мыло" – это были цветочки. Ягодки появились, когда в России стартовало первое реалити-шоу "За стеклом": оказалось, что никакая Дикая Роза и Некрасивая Катя не способны на такие рейтинги, как обыкновенные разборки у всех на виду... Окончательно это стало ясно с появлением в нашей жизни "Дома-2": у нас он идет уже полтора года, в России – уже три (!) и заканчиваться, похоже, не собирается. Новые герои дружною толпою рвутся в этот самый "Дом", чтобы, если повезет, пару лет за деньги ничего не делать, а мы плюемся, но все смотрим и смотрим, как у нас на глазах люди занимаются сексом, ходят в туалет, рвут друг на друге волосы и становятся звездами, день за днем деградируя под присмотром Ксении Собчак. И процесс этот, похоже, уже не остановить: реалити-шоу – это примета нашего времени...
Реальная история реалити
Официальная версия гласит, что история реалити-шоу началась 16 сентября 1999 года, когда в эфир небольшого голландского канальчика Veronica вышло шоу "Большой брат". Но вообще-то отсчет правильнее было бы вести с 1948 года и телепередачи "Скрытая камера", которая беззастенчиво подглядывала за ничего не подозревающими гражданами, – чем не реалити? А в 1973-м американский канал PBS презентовал программу "Американская семья" – триста часов о жизни простой американской семьи Лауд. В течение семи месяцев десять миллионов американцев следили за тем, как Лауды ссорятся и разводятся, а их сын Лэнс уходит из дому... И до 92-го к формату реалити больше не возвращались. А в 1992-м канал MTV решил запереть в одной квартире семерых молодых людей (модель, танцора, писателя, художника, рэпера и двоих певцов), включить камеры и назвать все это "Шоу "Реальный мир"". Никакой цели, никакого выигрыша: живут себе у всех на глазах – и живут. И девять лет подряд рейтинги зашкаливали... А в 1997 году шведы придумали шоу "Выживший" – предтечу нашего "Последнего героя" – там шестнадцать не знакомых друг с другом человек высадили на острове со снаряжением и припасами, которые они успели унести с корабля за две минуты, и заставили выживать, добывая себе еду и питье. Финал программы посмотрела половина жителей Швеции.
Ну а в 1999-м в Нидерландах впервые стартовал "Большой брат" – типичное шоу подглядывания. 100 дней 9 участников жили под наблюдением встроенных повсюду видеокамер, борясь за денежный выигрыш. В течение месяца "Большой брат" стал самой популярной программой в Нидерландах, а в Бельгии, Аргентине, Канаде, Италии, Португалии, Испании, Швеции и США шоу попало в десятку лучших программ 2000 года. Людям понравилось подглядывать! В России первым шоу такого формата стало нашумевшее "За стеклом": в стены специально выстроенной стеклянной квартиры в холле гостиницы "Россия" заточили трех парней и трех девушек и стали отслеживать каждое их движение. Герои праздно шатались из угла в угол, беспредметно болтали, иногда ссорились и изредка порывались заняться сексом. Кстати, поглазеть на героев вживую мог любой желающий: для этого нужно было всего отстоять очередь, сравнимую с очередью в Мавзолей...
А дальше пошло-поехало: "Голод", "Последний герой", "Фабрика звезд", и т.д. и т.п...