"LOFT STORY"
Весной 2001 Франция была отмечена новым социальным явлением: через два года после своего появления в США передача «Loft story» (французский вариант «Big Brother») вышла на телевизионные экраны. Миллионы пораженных французов каждый вечер смотрят, как одиннадцать молодых людей живут в квартире площадью 225 м2, следя за малейшими появлениями их эмоций и ожидая выхода из лофта очередного из них. В то же время другая часть публики бурно обсуждает опасности подобной передачи и ее положительные стороны. Итак, развлекательная программа или теле-помойка?
Беатрикс Лафосс
http://www.2france.ru/index.shtml?/articles/media/181
Интервью с социологами Моник Даньо и Доминик Мель
Label France: Как вы определяете, что такое реальное телевидение?
Моник Даньо: Это передачи, делающие зрелище из жизни обычных людей, в том числе из их частной жизни. В 1980-1990 годы эти передачи состояли, в основном, из рассказов, свидетельств, «исповедей» людей, которые хотели поведать о своих проблемах частного порядка: reality shows. В наше время реальное телевидение охватывает, прежде всего, развлекательные программы, в которых участники поставлены в условия соревнования, зачастую отборочные. Зритель следит за их психическими и физическими реакциями на протяжении целого ряда испытаний. При этом главное испытание – на прочность характера. Подобные игры позволяют, с одной стороны, выиграть приз, но в «Loft story» главный приз – это участие в телепрограмме, то есть медиатизированная известность и все с ней связанное.
LF : Почему «Loft story» пользуется таким успехом в разных странах, в том числе и во Франции?
MД : Этим успехом передача обязана феномену идентификации и сопереживания, усиливаемому тем фактом, что протагонистами подобных передач являются люди, которые похожи или могли бы быть похожи на вас. С другой стороны успех определяется развлекательной стороной, связанной с тем, что обычные люди до такой степени выставляют себя на всеобщее обозрение.
LF : Что, благодаря этим передачам, проясняется в понимании нас самих и нашего общества?
MД : Это отражение нашего общества, поощряющего словесное выражение и самовыражение в частной сфере. Но мы выходим на другую стадию, когда интимные переживания вынесены на обозрение публики. Участники подобных передач, представляющие собой эксгибиционистское меньшинство нашего общества, надеются найти с помощью телевидения признание, известность и, в конечном счете, изменить свою жизнь. Обычно это чрезвычайно эфемерный успех.
LF : В чем, на ваш взгляд, заключается опасность для участников передачи и для зрителей?
MД : Зритель, несомненно, может поглупеть, глядя на это зрелище, но у него остается выбор не смотреть. Что же касается участников, то для них опасность гораздо более реальная. Перестать быть никому не известным человеком, неожиданно выйти на первый план медиа-сцены, а потом так же быстро исчезнуть, быть «выброшенным», что неминуемо случается и с победителями, и с проигравшими, – и все это без особой подготовки к публичной карьере, – все это чрезвычайно опасно для молодых людей, которые психологически, социально и профессионально ранимы и неустойчивы. Но участники могут также сохранить приятные воспоминания об этом опыте и вынести из него ряд уроков, полезных для их будущего профессионального развития. Поскольку логика рынка движет не только телевидением, но и участниками передач.
LF : Каковы последствия воздействия этой передачи на французские аудиовизуальные средства (PAF )?
DM : В связи с «отставанием» Франции в подобного орда программах, возможно, что в будущие годы и месяцы их станет появляться все больше и больше. Пока еще передачи эти во Франции целомудреннее, чем за границей. Мощный голос французских интеллектуальных кругов явно говорит о себе. Именно благодаря ему из PAF исчезли reality shows, хорошо представленные в большинстве других стран. Успех этих передач будет зависеть от творческого потенциала их создателей и интереса публики.
L.F : Существуют ли за границей дебаты, подобные французским спорам относительно «Loft story»?
DM : За границей дебаты касались, в основном, проблемы эксгибиционизма, в то время как во Франции главной темой стала тема «человека как лабораторной крысы». Не следует при этом забывать, что телепередача, о которой мы говорим, в певчую очередь – всего лишь игра!
______________________________________________________
http://www.youtube.com/watch?v=H64IPCpmhU4
http://www.youtube.com/watch?v=eNtXC3-d2Ko