В эксклюзивном интервью LIFE.RU мать Михаила Ходорковского рассказала, что у ее сына появились проблемы со здоровьем. Вернувшись с трехдневного свидания, которое было предоставлено бывшему главе ЮКОСа по случаю его 45-летия, Марина Филипповна до сих пор не может прийти в себя.
- Я нахожусь в какой-то прострации, - призналась пожилая женщина. - Миша всегда выглядел уверенным человеком, даже за решеткой он держал себя в руках. Но на последнем свидании он выглядел плохо. У него что-то аллергическое, видимо. На лице проступили какие-то пятна...
Но больше всего мама и вся семья самого известного заключенного колонии в Краснокаменске озабочена резко испортившимися отношениями между олигархом и сотрудниками исправительного учреждения. Несколько месяцев назад Михаил Ходорковский в своем письме матери признался, что отношения с сотрудниками колонии у него с каждым днем все хуже и хуже.
- Заключенные, в отличие от начальства колонии, нормально относятся к Михаилу, - призналась Марина Филипповна. - Но это, наверное, только пока. Миша дал понять, что кто-то очень старается настроить осужденных против него. Я с ума схожу от одной только мысли, что с моим сыном в камере может случиться что-то ужасное! Сын уже дважды сидел в карцере, как он говорит, из-за совершенно нелепых придирок со стороны охраны и руководства колонии.
Вдобавок ко всему от него отвернулись многие друзья, в том числе его близкий друг, который являлся личным врачом и семейным доктором.
Родители
В распоряжении LIFE.RU оказались личные письма Ходорковского, в которых Михаил Борисович дает понять своим близким, что у него не все так благополучно. Сказать, что бывший глава ЮКОСа морально подавлен и сломлен, пожалуй, нельзя, но факт внутреннего разлада и непрекращающейся депрессии очевиден. Начиная с осени прошлого года родители получают от Михаила Ходорковского письма, полные печали и даже отчаяния.
- У Миши нет мобильного телефона, единственный способ связи - почтовые отправления, письма и открытки, - рассказала LIFE.RU Марина Филипповна. - Свидания случаются очень редко, поэтому каждая весточка от сына для нас с отцом большой праздник. Мужу моему очень плохо после операции, он не смог приехать в Читу на день рождения сына, а жена Мишина повезла детей в летний лагерь. Из дома, который Миша арендовал для семьи, они съехали. Возможно, в это трудно поверить, но у Михаила нет собственной квартиры. Они с женой все время жили на съемных.
Борису Моисеевичу, отцу олигарха, не так давно сделали сложнейшую операцию на желудке. До сих пор 72-летний глава семьи Ходорковских не может оправиться, настолько тяжело проходит восстановительный процесс у пожилого человека. Вечерами Борис Моисеевич и Марина Филипповна смотрят новости по телевизору, надеясь услышать что-нибудь про сына и про его возможное освобождение. Но амнистия, по которой в 2009 году мог теоретически выйти на свободу олигарх, не кажется Ходорковским спасительной. В одном из писем экс-глава ЮКОСа горько шутит, что его колонию амнистия или обойдет стороной, или объедет мимо.
- Мы все прекрасно понимаем, - продолжает Марина Филипповна. - Дожить до освобождения Миши у нас мало шансов. Вряд ли нам с мужем суждено увидеть сына снова на свободе. Но мы держимся. Стараемся гнать прочь дурные мысли. Вот только мужу совсем худо...
Юбилей
На минувшей неделе Михаилу Ходорковскому исполнилось 45 лет. Марина Филипповна прилетела в Читу, чтобы навестить сына.
- Три дня мы жили в общежитии при СИЗО, - продолжает мать олигарха. - Три дня сами готовили, говорили о жизни, вспоминали прошлое. Это большое счастье - провести три дня вместе. Раньше наши свидания проходили в присутствии представителя колонии и всего несколько часов. Когда я уезжала, то не могла без слез смотреть на сына. Кто знает, когда я его смогу увидеть вновь...
Свою оценку событиям вокруг ЮКОСа, повлекшим за собой арест ее сына, Марина Филипповна не дает. Да и Михаил Борисович не одобряет публичных высказываний своих родных на его счет.
- Одно могу сказать, - вздыхает Марина Филипповна, - не ожидала я от Миши такой вот судьбы. Он всегда был лучшим, рос умным мальчиком, мы с отцом гордились им. Теперь наш Миша сидит в тюрьме. Его жизнь четко разделилась на две части - на ту, до ареста, и на эту, сегодняшнюю.
В одном из писем Михаил Борисович писал: «Иногда ко мне приходят посылки без писем внутри. Я знаю, что оно должно было быть там, но почему-то его не было». В свой 45-й день рождения олигарху почту не принесли. Никаких подарков, презентов, ни одной открытки. Ходорковский старался не говорить об этом с матерью, но она все равно не могла не заметить, как страдает сын от одиночества.
- В душе он все равно еще мальчик, - утирает набежавшую слезу Марина Филипповна, - и, конечно, как все мальчишки, любит подарки. Но даже мне, его матери, запретили привезти ему хоть какой-то подарок, даже самый символический.
Оберег
Кроме матери, у Михаила Ходорковского есть еще один адресат, которому он старается регулярно писать. Это 74-летняя томичка Людмила Корнева. Бывшая учительница физкультуры переписывается с олигархом раз в месяц. Чуть чаще старается писать его матери Марине Филипповне.
- Это очень добрая женщина, которая своими письмами поднимает настроение Мише, она ему даже романс сочинила к юбилею, - говорит Марина Филипповна. - Иногда даже не знаю, кому он чаще пишет - мне или Людмиле Дмитриевне.
Когда-то Людмила Дмитриевна случайно попала на публичное выступление Ходорковского в родном Томске и оказалась под сильным впечатлением от улыбчивого и, как ей показалось, очень застенчивого олигарха. После ареста и суда над экс-главой ЮКОСа она решила написать ему письмо. И неожиданно получила ответ. Так завязался их эпистолярный «роман».
- Теперь он мне почти как сын, - призналась LIFE.RU Людмила Дмитриевна, - а я ему вроде второй мамы.
Несмотря на то что подарки Михаилу Ходорковскому в колонии запрещены, томичка все же нашла способ поздравить его с днем рождения. Людмила Дмитриевна послала письмо-оберег с особым иероглифом, который должен защитить его в тюрьме, и книжку стихов одного из его любимых поэтов - Бориса Пастернака. Вот только пока он ничего из этого так и не получил.
Иван Петров